Сообщественный Отчет
1. Введение
1.a Почему Окинский Район ?
Восточно-СаянскиеГоры уже давно занимают особое место в сибирской этнографии.Российские и зарубежные ученые проявляли и проявляют большой интерес к этому региону из-за его исторической и культурной многомерности.Задолго до формирования его нынешних внутренних и международных границ Алтайско-Саянский регион стал родиной многочисленных культурных инноваций, ставших результатом встреч различных этнических групп, проходивших через этот перекресток внутренних азиатских степных земель с евразийской тайгой.Археологи приходили сюда, чтобы найти корни сибирского шаманизма, утверждая, что центр Азии является “родиной” той формы протошаманзима, которую некоторые считают самой ранней известной формой этой древней религиозной практики.Точно так же лингвисты часто посещали этот район, чтобы доказать всем прототюркское происхождение современных тюркских языков, а этнографы и географы пришли сюда еще до начала века и доказали, что именно здесь имело место первое успешное приручение оленей в мире.В этом сообщественном отчете дается очень краткое изложение практического материала, послужившего основанием докторской диссертации АлександраЭлера, фундаментом которой стали вышеперечисленные исследования, и которая является первой англоязычной этнографией современных Сойотов.
1.a.i Малоизвестная Ока
Южная и Центральная Сибирь и даже Восточно-СаянскиеГоры – относительно хорошо исследованный регион, привлекавший много исследователей и ученых на протяжении веков.Однако большинство этнографов сфокусировали свое внимание либо на Восточной Туве, Тофаларии, Тункинской Долине, либо на территории вокруг озераХовсгол в северной Монголии.Немногие ученые когда-либо появлялись там, что сегодня называется Окинскимрайоном Республики Бурятия.Натуралист П.С. Паллас (1772), этнолог М.А. Кастрен (1856), географ Г.Н. Потанин (1881), этнографы А.В. Адрианов (1888), тюрколог Н.Ф. Катанов (1891), тюрколог В.В. Радлов (1893) и этнограф Ф. Кон (1899), исследователь Д. Каррутерс (1914) и зоолог Ф.Олсен (1915), – все эти ученые обошли стороной Окинский район.Среди немногих ученых-исследователей, посетивших Окинский район, были немецкий орнитолог Г.Радде (1863) и молодой российский географ П.А.Кропоткин (1867), ни один из которых не оставил сколько-нибудь значимых этнографических отчетов.Первым ученым, специально посетившим Окинских сойотов, был этнограф БернгардЭдуардовичПетри (1884-1937).В 1926 году он осуществил исследование сойотских поселений, от которого сохранился только предварительный отчет.Наконец, в 2002 году этнограф ЛарисаПавлинская написала первую всеобъемлющую работу о современных Окинских сойотах на русском языке.
PHOTOGRAPH: REINDEER MUZZLE, COPYRIGHT (2014) THE AUTHOR.
1.b Что такое многовидовая этнография?
Внимание многих этнографов, работавших на Восточных Саянах, было уделено практике оленеводства.Такой подход имеет смысл, поскольку охота с использованием северных оленей в качестве средства передвижения является одной из самых уникальных характеристик региона.Такие ученые, как Г.M.Левин и Г.М.Василевич (1951), и особенно С.И.Вайнштейн (Вайнштейн, 1970), представили очень глубокие исследования происхождения оленеводства в этом регионе.Однако этот акцент на оленях часто приводит к недооценке важности других видов животных для домашних хозяйств коренных народов Восточных Саян.Люди всегда полагались на несколько видов в добывании пищи, строительстве жилья и организации средств транспорта;среди них были собаки, рыба и лошади.Социальные антропологи все больше интересуются той ролью, которые животные играют в человеческих обществах, и тем, как история людей переплетается с жизнью животных, которыми у нас общие места обитания, независимо от того, принадлежат ли эти животные к домашнему хозяйству или нет.Цель этого исследования состояла в том, чтобы ответить на вопрос: как современные Сойоты относятся к оленям, лошадям, якам, овцам, собакам, рыбе и волкам на той земле, которая воспринимается ими, как священная?
1.b.i Понимание взаимоотношений человека и животных в народностях Сойотов и Тофов
Современные отношения Сойотов и Тофов с домашними и дикими животными основываются на общей истории мобильной охоты на оленях, обученных для езды.И Сойоты и Тофы имеют общие родовые связи, указывающие на Восточную Туву, а вместе с ней и на знаковый саянский симбиоз людей и оленей.Однако, согласно Б.E. Петри (1926), для Сойотов экономическое значение оленей в начале века уменьшилось, поскольку все больше и больше Сойотов брали в жены буряток.Это изменение сопровождалось переменами в стиле жизни Сойотов и переходом от оленей к якам и к коневодству.По мере того как новые виды становятся привычными в домашнем хозяйстве, предпочтения жителей, отношение к сезонным миграциям и выбору мест обитания изменились.Хотя, как сообщается, у Тофов были регулярные контакты с русскими поселенцами еще в XVI веке, снижение значимости оленей в Тофаларии произошло гораздо позже, и для многих охотников Тофа олени остаются важным достоянием.Для Сойотов современные отношения между человеком и животными должны пониматься в смысле предпочтений видов животных на территории обитания, но также и в плане космологических идей, придерживаемых шаманистской практикой, культом гор во внутренней Азии и буддийскими верованиями.В Тофаларии дело обстоит подобным же образом, за исключением раннего русского православного влияния и отсутствия буддизма.
2. Цели
Предварительный обзор доступной этнографической литературы по Южной Сибири показал, что в отношении Окинского района имеется серьезный недостаток информации – как исторически, так и в настоящее время.Хотя ученые едва затронули чрезвычайно многостороннее использование местными народами диких и домашних животных, существующая литература дает основания предполагать, что такие термины, как “дикие” и “домашние”, не вполне адекватно описывают всю глубину отношений коренных жителей с животными, учитывая основополагающие космологические убеждения местного населения.Таким образом, главное внимание в этом исследовании сосредоточено на трех моментах: во-первых, мы стремились представить этнографическое объяснение по контрасту с преимущественно археологическими исследованиям о приручении животных, которое имеет место главным образом в экваториальном поясе.Во-вторых, наша работа нацелена на изучение отношений между человеком и животными в контексте, когда люди рассматривают территорию своего обитания не только как объект их деятельности, но и как субъект, имеющий черты автономной личности, обладающий субъективной точкой зрения.И, в-третьих, мы предприняли попытку изучить отношения человека и животных в атмосфере культурного обмена, который имел место между шаманизмом, культом гор и историей буддизма в Окинском районе.
PHOTOGRAPH: TOFA HUNTER WITH CASTRATE, COPYRIGHT (2014) K. KLOKOV.
2.a Мотивация, финансирование и партнеры
Это исследование было частью более крупного пятилетнего проекта под названием “Арктический Дом”, возглавляемого профессоромДэвидомГ.Андерсоном из Абердинского Университета в Шотландии.В рамках проекта были предприняты исследования взаимодействия людей и животных сегодня и в прошлом при создании устойчивых сообществ в приполярном регионе.Полевые работы, проведенные в Окинском районе, оказались самым южным местом исследований среди девяти других объектов, включая Норвегию, полуостров Ямал, Северный Енисей и Забайкальский край.Другие места практической работы ученых были расположены на Аляске, Альберте и северо-западных территориях Канады, а также на Шетландских островах в Шотландии.Проект “Арктический Дом” финансировался Европейским Исследовательским Советом (EИС). В рамках проекта осуществлялось сотрудничество со многими университетами-партнерами, в том числе Университетом Осло и Университетом Тромсе (Норвегия), Университетом Альберты и Университетом Саскачевана (Канада) и Иркутским Национальным Исследовательским Техническим Университетом (Россия).В Окинском районе проекту помогала администрация муниципального образования “Окинский район” республики Бурятия.
3. Методология и полевые места
3.а Этнография (полевая работа)
Этнографы прошлого и настоящего использовали “включённое наблюдение” в сочетании с открытыми интервью для сбора данных.При использовании метода “включённого наблюдения” этнограф наблюдает за культурными практиками, иногда активно участвуя в них.Затем результаты этих внимательных наблюдений регистрируются в виде заметок, иллюстраций и / или фотографий и видео для последующего анализа.Этнографы также проводят интервью с теми или иными выразителями культурного опыта по близким им вопросам.Настоящее исследование проводилось в полном соответствии с этими этнографическим принципами; пристальное внимание уделялось повседневной практике домовладельцев Окинского района и их взаимодействию с животными, при условии получения информированного согласия от всех ключевых участников.Там, где это возможно, исследователь помогал местному населению в решении практических задач (например, в ковке лошадей и уборке конюшен).Чтобы получить глубокое понимание жизненных обычаев Сойтов, этнограф работал в Сойот Сомоне в течение четырех периодов полевых работ (2013: сентябрь-ноябрь, 2014: январь-март, апрель-июль и сентябрь. Обширные архивные исследования в Иркутске, Улан-Удэ, поселках городского типа Кирен и Орлик также проводились в рамках первых трех этапов полевых работ.
PHOTOGRAPH: SOIOT SPRING TIME FIREWOOD PREP, COPYRIGHT (2014) THE AUTHOR.
3.a.i Сорок
Деревня Сорок была выбрана в качестве центра для проведения исследований из-за ее важности как центра сойотской культуры.Отсюда можно было следить за сезонной пастбищной и охотничьей деятельностью более десяти региональных домохозяйств, их работой на соответствующих летних и зимних пастбищах в верховьях рек Сорок и Тустук.В районе Сорока исследователь уделил особое внимание выращиванию яков, разведению и содержанию монгольских коров и гибридного крупного рогатого скота, а также коневодству, овцеводству, использованию собак и методам рыбацкого промысла.Поскольку все перечисленные виды животных регулярно подвергаются опасности нападения хищников (за исключением рыб), особое внимание было уделено местным знаниям о поведении волков.Поскольку во время проведения исследования в районе Сорока не разводили оленей, мы обратили внимание на воспоминания местных жителей о возрождении оленеводства в конце 1990-х годов и посетили ряд заброшенных советских и постсоветских оленеводческих лагерей, чтобы лучше понять роль оленей в многовидовых домохозяйствах.
3.a.ii Алыгджер
В сентябре 2014 года Александр Элер вернулся к месту изысканий вместе с канадским археологом д-ром Милеком, голландским палинологом д-ром Камерлингом и финским палинологом доктором Куоппамаа, чтобы изучить заброшенные оленеводческие хозяйства на реке Сорок и вокруг озера Ильчир.Позже в этом же месяце команда ученых вместе с российским географом доктором Клоковым посетила общину тофаларов в Алыгджере, чтобы, с целью сравнения, описать все еще использовавшийся оленеводческий лагерь.Во время этой поездки мы смогла проанализировать имевший место в недавнем прошлом культурный обмен между Тофаларами и Сойотами, особенно события, связанные с продажей тофаларского стада оленей Колхозу Сорок в конце 1990-х годов.Кроме того, благодаря этнографическим интервью, доктору Элеру и д-ру Клокову удалось зафиксировать последние изменения в методах оленеводства и селекции Тофы.Эти результаты полезны для понимания того, как современное сойотское оленеводство на реке Онот стало отличаться от более быстро меняющихся подходов к скотоводству в Тофаларии. Эти данные также помогли нам лучше систематизировать другие стили пастбищного скотоводства от Монголии до Восточной Тувы.
3.b Этноистория (архивы)
Многие из заброшенных оленьих пастбищ в Окинском районе чрезвычайно трудно найти. Исследователи и ученые прошлого оставили нам только приблизительные описательные указания, и после того, как эти пастбища перестали использоваться, многие из них заросли травой. В то время как изменения в составе почвы могут приводить к вегетационным аномалиям, что указывает на присутствие оленеводческих загонов, многие участки легче всего отыскать с помощью совместного использования людской памяти, этноисторических исследований литературы и архивов, и почвоведческих методик. Поэтому д-р Элер изучил имеющиеся архивные материалы по оленеводству и местной охотничьей деятельности дореволюционного и послереволюционного периодов, посетив архивы Кызыла, Иркутска, Улан-Удэ, Кирена и Орлика. [1]
3.b.i Иркутск
В январе 2013 года д-р Элер предпринял исследования в Государственном архиве Иркутской области в Иркутске. Его целью было найти материалы об охоте, звероловстве и меховой торговле досоветского периода.Как ранее писала проф. Л. Павлинская, исторические записи по хозяйственной деятельности Сойотов этого периода крайне скудны, если вообще существуют.Был рассмотрен ряд полезных документов, описывающих реализацию дореволюционной государственной политики 19-го века в отношении деятельности монгольских лам в Бурятии. Хотя эти документы не имеют прямого отношения к взаимоотношениям человека и животных в сойотских общинах, они способствуют нашему пониманию проникновения буддизма в Южную Сибирь, что напрямую повлияло на жизнь обитателей Окинского района.
3.b.ii Улан-Удэ
В феврале 2013 года мы проанализировали еще ряд до- и послереволюционных документов в Государственном Архиве Республики Бурятия (ГАРБ) были.Кроме того, имеющаяся литература по истории и этнографии Сойотов была изучена в Государственной Библиотеке Республики Бурятия, библиотеке Восточно-Сибирского Государственного Университета Технологии и Управления, библиотеке Бурятского Научного Центра Сибирского отделения Российской Академии Наук.Во всех случаях были рассмотрены источники, касающиеся религиозной экспансии и обращения – как в христианство, так и в буддизм, а также материалы, говорящие о взаимоотношениях человека и животных в Присаянском и Саянском регионах.При изучении послереволюционных архивных документов были рассмотрены полезные материалы об охотничьих собаках в предбайкальском регионе, а также использование ядов против волков в Окинском районе.
3.b.iii Кирен и Орлик
Март 2013 года мы провели за работой в архивах Кирена в Тункинской Долине и Орлика в Окинском районе.Здесь основная задача заключалась в том, чтобы найти документацию по охоте и оленеводству в рамках колхозной системы, а также документы, подтверждающие официальную ликвидацию всех домашних оленей в Окинском районе в 1963 году. Хотя были рассмотрены обширные материалы по темам послереволюционной охоты и звероловства в этом регионе, оригиналы документов о ликвидации оленей не были найдены.Однако была получена важная информация о колебаниях поголовья домашних оленей в Окинском районе, включая приблизительные места организации колхозных оленеводческих лагерей.
PHOTOGRAPH: WOLF SHOT AND SKINNED THE DAY BEFORE, COPYRIGHT (2014) THE AUTHOR.
4. Выводы
Результаты этого исследования были организованы по трем тематическим направлениям: первый раздел озаглавлен “Перспективы”, и в нем обсуждается, как функционируют отгонно-пастбищные домохозяйства в Окинском районе.Он ставит проблему традиционного определения одомашнивания животных на основе наблюдаемых отношений между человеком и животными в Окинском районе, что предполагает более гибкий подход к таким понятиям, как “дикий” и “ручной”.Выводы основаны на наблюдениях животных, принадлежащих современным сойтским семьям.В этом разделе также рассматривается история возникновения буддизма в Восточных Саянах, обсуждается его влияние на то, как люди воспринимали животных и неживую природу в качестве субъектов, одухотворяя их.Второй раздел озаглавлен “Близость и Расстояние”, и в нем основное внимание уделяется отношениям человека и собаки, и человека и оленей в Окинском районе и в Тофаларии.Заключительный раздел озаглавлен “Материальная Культура”, и в нем рассматривается материальная культура коневодства и охоты на волков.
4.a. Перспективы
Концепция перспективы подробно обсуждалась в антропологических кругах.Одно из самых ярких подтверждений того, как точка зрения может изменить жизненный опыт, пришло к нам из региона Амазонки в Южной Америке.Антропологи использовали термин “перспективизм американских индейцев”, чтобы описать мироощущение, не различающее людей и животных по принципу кардинального различия между нашей культурой и их природой, а вместо этого предлагает мульти-натуралистическое видение, в рамках которого все живые существа рассматриваются как имеющие общую культуру, но отделены друг от друга своей физической природой.Этот философский взгляд не распространяется на жителей Окинского района.Тем не менее, домохозяйства Сойотов также основаны на инверсии или расширении перспектив: домашние хозяйства Сойотов, как обитателей священной земли отражают владения Хозяев Местности, а их домашние стада отражают стада, которые, как всем известно, принадлежат духам горной тайги.Оба “стада”, принадлежащие духам и принадлежащие человеку, пасутся на общей земле.
PHOTOGRAPH: KARAGAS BREED WITH FRESHLY TRIMMED TINES, COPYRIGHT (2014) THE AUTHOR.
4.a.i Расширяющиеся Перспективы
Во многих западных концепциях одомашнивания прирученные животные становятся зависимыми от человеческой заботы, а их измененная физиология свидетельствует о приспособленности к человеческим нуждам и контроле со стороны человека.Такие животные больше не воспринимаются как “дикие”.Они больше не могут распознавать или извлекать потенциальные выгоды от пребывания вне контролируемого человеческого домохозяйства. Но это не так, если мы посмотрим на оленей, яков и лошадей Окинского района.Большую часть времени все три вида предоставлены самим себе, и они могут заботиться о себе без вмешательства человека.То, что объединяет людей и животных, не является полной зависимостью одного вида от другого, а тонким сочетанием взаимно признаваемых преимуществ, получаемых от присутствия другого вида, укрепляемым постоянными усилиями человека по селекции и выращиванию животных.Следовательно, можно утверждать, что пастухи-сойоты сознательно выбирают “дикие” черты в “одомашненном” стаде, тем самым расширяя перспективы своих животных и их способность выживать без человеческого присутствия и заботы.
4.a.ii Хозяева Местности
Космологические представления, лежащие в основании многих практик и понятий, связанных с современными отношениями между человеком и животными в Окинском районе, имеют глубокие и сложные корни. Подобно тому как этническую идентичность Сойотов можно объяснить динамичным столкновением между несколькими народностями из разных регионов, так и религиозные практики и убеждения, разделяемые нынешними жителями региона, имеют более чем один источник.Несомненно, сойотские шаманские верования возникли задолго до прихода монгольского и тибетского буддизма в Окинский район.Тем не менее, часто бывает трудно изолировать шаманизм Сойотов в его нынешнем виде от других форм бурятского и монгольского шаманизма, а также от влияния… культа гор, который практикуется многими Окинскими и бурятскими поселенцами.Хотя вариант Окинского буддизма был адаптирован с учетом специфики Восточно-Саянских гор и его населения, состоящего из охотников и оленеводов, остаются явные различия в том, как эти космологические концепции определяют понятие одомашнивания.Это особенно заметно в том, как местными практиками рассматривалось “приручение” Хозяев Местностистранствующими буддийскими ламами 19-го века.
PHOTOGRAPH: BUDDHIST TEMPLE IN TUNKA VALLEY, COPYRIGHT (2014) THE AUTHOR.
4.b Близость и расстояние
Насколько близки люди и животные друг к другу во времени и пространстве, и что определяет частоту и долговечность их взаимодействия?Третий раздел этого исследования посвящен вопросам сотрудничества между людьми и животными и тому, как оно изменялось с течением времени, особенно сезонно.Чтобы понять, как люди взаимодействовали с домашними животными в разное время года, исследователи сосредоточили внимание на социальной жизни сторожевых и охотничьих собак, а также на взаимодействии между людьми и лошадьми.Оба вида испытывали регулярные изменения в близости к человеку и интенсивности контактов с людьми.В то время как собаки активно участвуют в жизни людей во время охотничьего сезона в осенние месяцы, они становятся менее важными в течение летних месяцев.Лошади, с другой стороны, постоянно живут в своих “семьях”, и только некоторые из них отбираются для езды в летнее время, а большинство остаются на свободном выпасе.
4.b.i Работа с собаками
Наблюдение за охотниками и их собаками показало, что при выборе охотничьих собак наиболее востребованными чертами были их инициативность и бесстрашие. И только за этими двумя качествами следовала способность животного сотрудничать в составе многовидовой охотничьей команды.Состоящие из людей и собак, а иногда и лошадей или северных оленей, охотничьи команды полагались на эффективное взаимодействие между сильными сторонами каждого члена команды.В успешных случаях команды подчиняли свои разнообразные намерения одному хозяину – человеку, получая совместную выгоду от множества сенсорных навыков, предлагаемых каждым видом.Полагаясь на свои индивидуальные преимущества, такие как улучшенное обоняние, превосходное зрение, размер тела или рост, собаки и люди умело устраняли пробелы, мешающие каждому из этих видов воспринимать те или иные характеристики ландшафта.Это становилось особенно очевидным в охоте на соболя.По максимуму используя сенсорные преимущества друг друга, члены охотничьей команды выигрывали от такого сотрудничества.
PHOTOGRAPH: SOIOT REINDEER ON ONOT RIVER, COPYRIGHT (2014) THE AUTHOR.
4.b.ii Жизнь с Оленями
Чтобы лучше понять переход от оленей к якам в домохозяйствах Сойотов, мы проанализировали его в сравнительной перспективе с Тофаларией.В то время как домашние хозяйства Сойотов начали переходить от оленей к якам еще в начале века, в Тофаларии это было не так, и у тофов северный олень дольше оставался в центре экономического уклада.Несмотря на снижение значения оленей для домашних хозяйств в Сойоте, оба региона сохраняли государственные стада оленей на протяжении большей части советского периода.Тем не менее, в отличие от Тофаларии, Окинский район испытал 32-летний перерыв в своей оленеводческой промышленности (1963-1995).В течение этого периода было потеряно много традиционных пастбищных знаний.Когда первый олень был вновь приведен в Окинский район из Тофаларии, оленеводы Тофа обучали молодых сойотских оленеводов их древним пастушеским знаниям.С помощью интервью и дневников начала 1990-х годов в этом исследовании было показано, как от яков сойотские пастухи перешли к оленеводству и приспособились к экологическим предпочтениям оленей.Уроки, извлеченные из этого периода недавней истории Сойотов, помогают нам лучше понять некоторые из основных трудностей в совместном содержании яков и оленей.
4.c Материальная Культура
Целью третьего и заключительного раздела этого исследования было изучение коммуникативных возможностей ключевых материальных приспособлений в пастбищных и охотничьих хозяйствах.В области исследований приручения животных материальные орудия, такие как лассо, упряжь, седла и загоны, воспринимаются прежде всего как объекты человеческого господства и контроля над животными.В настоящем исследовании, напротив, был поднят вопрос о том, как эти объекты фактически используются не только людьми, но и животными.Исходя из осознания того, что многие местные жители серьезно воспринимают чувства животных и духов земли, необходимо понять, в какой степени они различают намерения животных в своих домашних хозяйствах, а также животных, принадлежащих Хозяевам Земли?Во-вторых, каковы самые важные материальные объекты, наиболее часто используемые для общения с животными?И, наконец, как животные могли общаться с людьми с помощью этих приспособлений?
PHOTOGRAPH: KARAGAS CASTRATES AWAITING ANNUAL WINTER HUNT, COPYRIGHT (2014) THE AUTHOR.
4.c.i Коневодство
В этом контексте в исследовании особое внимание уделялось составлению табуна, методам загона лошадей в корраль, ковке, выборочной кастрации и методам обучения лошадей.Из-за исторической конкуренции лошадей с оленями в семьях Сойотов и Тофов, и из-за переноса коневодческих методов на практику содержания оленей, в этнологическом аспекте были исследованы параллели между материальными культурами, относящимися к обоим видам,.В Тофаларии и Окинском районе лошади служили важным средством транспорта в летние месяцы, когда олени свободно паслись на высокогорных пастбищах.Сезонный переходный период между видами (особенно в Тофаларии, где северный олень остается важным для зимней охоты) представлял особый интерес для этого исследования, поскольку он включал использование целого ряда материальных объектов, таких как лассо, веревки, специальные узлы и загоны.Например, путем Детальный анализ процесса первой объездки жеребца, например, помог исследователю понять, как именно животное училось общаться с человеком через упряжь, которая связывала его с его владельцем.
4.c.ii Знание волков
Хотя волки не входят в состав домохозяйств Сойотов или Тофов, их часто понимали как эмиссаров, принадлежащих Хозяевам Местности.В этом качестве их рассматривали как агентов возмездия за то, что охотникам не удалось поддержать взаимный баланс на своей земле.Более того, волки понимались как очень умные, даже хитрые, охотники-конкуренты.Учитывая их способность к быстрому обучению, волков можно рассматривать как педагогические архетипы, характеризующиеся способностью точно предсказать движение людей и других существ по земле, в частности, предвидеть поле зрения человека.Множество рассказов о потрясающем поведении волков распространялись в семьях местных жителей. Пастухи могли многому научиться, наблюдая за повадками волков.Ярким примером способности волка “видеть” все ухищрения охотников была неэффективность деревянных капканов, которые традиционно использовались против волков в Окинском районе и в Тофаларии.Когда волки поняли опасность этих ловушек, они стали неэффективными и перестали использоваться.
5. Будущие Исследования
Из-за нехватки места более детальные результаты этого исследования не могут быть изложены в этом кратком сообщественном отчете. Более подробную информацию можно найти в англоязычной диссертации доктора Элера. Тем не менее, каждая из трех представленных здесь основных тем, поднимает ряд новых вопросов для будущих этнографических исследований. В контексте изучения собак необходимо будет собрать больше данных о коммуникативных процессах между представителями различных видов, входящих в состав охотничьей команды. Например, каковы способы, с помощью которых собаки и люди передают друг другу информацию о движении добычи? Каковы иерархические отношения между собаками и их хозяевами в Окинском районе, и как волки подрывают отношения между человеком и собакой? Учитывая трудности, связанные с совместным содержанием яка и северного оленя, каковы преимущества сохранения “символического” стада оленей вдали от поселения Сойотов? Если “одомашненность” в восприятии Сойотов лучше всего понимается как содержание табуна вблизи от дома – как это происходит с лошадьми – то как это соотносится с содержанием яков и гибридных пород, которые как бы образуют “мост” между “дикими” и “домашними” видами? И, наконец, что еще мы можем узнать о взаимодействии человека и волка в Окинском районе, особенно с точки зрения непредсказуемости на земле, населенной духами, обладающих своей собственной волей?
Свяжитесь с исследователем
В настоящее время д-р Элер готовит подробную книгу на английском языке, в которой представлены результаты исследований в рамках проекта. Предполагается, что книга выйдет в конце 2019/20 года в издательстве Berhahn Books, Нью-Йорк. Если вы хотите связаться с доктором Элером, пожалуйста, напишите ему письмо, отправьте электронное сообщение или позвоните в любое время:
Алекс Ойлер, доцент
Отдел антропологии Университета Северной Британской Колумбии
3088 Зал Чарльза МакКафри
3333 Юниверсити Уэй
Принц Джордж, Британская Колумбия, V2N 4Z9
Канада
Тел.: + 1-250-960-6495
Факс: + 1-250-960-5545
Электронная почта: alex.oehler@unbc.ca